Кодекс административного судопроизводства: основные положения и новеллы.

15 сентября 2015 г. Вступил в силу Кодекс административного судопроизводства РФ, регулирующий порядок рассмотрения дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.

КАС РФ, базируясь на основных принципах и правилах судопроизводства, вводит ряд новых положений для рассмотрения споров с участием субъектов, находящихся в отношениях власти-подчинения.

  1. В соответствии с положениями главы 2 КАС РФ, по правилам административного судопроизводства рассматриваются следующие споры:

— об оспаривании нормативных правовых актов;

— об оспаривании ненормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ и пр.;

— об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости;

— о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок;

— о прекращении деятельности СМИ;
— о защите избирательных прав и прав на участие в референдуме ( об оспаривании решений избирательных комиссий, об отмене регистрации кандидата в депутаты и пр.);

— об оспаривании решений квалификационных коллегий судей, экзаменационных комиссий по приему экзамена на должность судьи;

— о приостановлении деятельности или о ликвидации политических партий, общественных объединений, религиозных организаций;

— о признании неправомочным состава законодательного органа государственной власти субъекта РФ, представительного органа муниципального образования;

— о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь, о психиатрическом освидетельствовании гражданина.

Следует отметить, что дела, связанные с привлечением к административной ответственности, находятся вне сферы правового регулирования КАС РФ (ч.5 ст. 1 КАС РФ).

Также КАС не применяется к спорам с публичными субъектами, связанными с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности (это по-прежнему подведомственность арбитражных судов), а также к делам об обращении взыскания на средства бюджетов.

  1. В числе ключевых новелл КАС РФ можно отметить следующие:

1) Установление активной роли суда путем наделения его рядом новых полномочий:

— правом истребования доказательств по собственной инициативе (ч.1 ст. 63 КАС РФ);

— правом самостоятельно привлекать ответчика в случаях, когда истец возражает против замены ненадлежащего ответчика (ч. 1 ст. 443 КАС РФ);

— правом суда апелляционной инстанции самостоятельно применять меры предварительной защиты или решать вопрос о приостановлении исполнения судебного решения (ч.1 ст. 306 КАС РФ).

2) Ограничение на представительство – представителем в процессе может быть только лицо, имеющее высшее юридическое образование (о чем предоставляется соответствующий документ).

3) Введение новых мер процессуального принуждения: ограничение выступления в разбирательстве, лишение слова, обязательство о явке.

4) Установление судебного контроля при урегулировании сторонами спора – суд в каждом конкретном случае дает оценку условиям соглашения о примирении с точки зрения допустимости взаимных уступок, а также не утверждает соглашение, содержащее вопросы, не охваченные предметом спора.

  1. Новые правила обращения с иском:

1) Ранее правом оспаривания нормативно-правового акта обладало любое лицо, считающее, что данный акт нарушает его права и свободы. КАС РФ запретил обращаться в суд, если истец не является лицом, в отношении которого применен нормативно-правовой акт, либо субъектом отношений, регулируемых этим нормативно-правовым актом. Кроме того, ч. 3 ст. 128 КАС РФ установлено, что судья отказывает принятии административного иска, если из искового заявления не следует, что этим нормативно-правовым актом затрагиваются права и свободы истца (аналогичная норма содержится и в ст. 134 ГПК РФ).

Необходимо отметить, что в Определении от 08.07.2004 № 238-О Конституционный суд РФ указывал, что содержание ст. 134 ГПК РФ во взаимосвязи со ст. 251 ГПК РФ не предполагает отказ в принятии заявления в случае, если заявитель считает, что этим актом нарушаются его прав и свободы. Иное означало бы, что на стадии возбуждения дела судья определяет содержание прав и обязанностей субъектов спорного материального правоотношения.

2) Гражданин, не имеющий высшего юридического образования, может вести дело исключительно через своего представителя, имеющего такое образование.

  1. В процессе рассмотрения иска об оспаривании нормативного правового акта, суд праве ввести запрет применения данного акта или его положений в отношении административного истца (ст. 211 КАС РФ). Истец, в отношении которого применена такая мера предварительной защиты, принимает на себя риски, связанные с неисполнением обязанности, возложенной на него оспариваемым нормативно-правовым актом.
  1. КАС РФ наделил суд правом не отменяя оспариваемый нормативно-правовой акт, указать на неправильность его применения и разъяснить в мотивировочной и резолютивной части решения, как необходимо применять акт на практике (ч.3 ст. 215 КАС РФ).
  1. Суд, признавший нормативно-правовой акт недействующим, в публичных интересах и в целях недопущения пробела вправе обязать соответствующий орган власти принять новый нормативно-правовой акт взамен отмененного (ч.4 ст. 216 КАС РФ). Причем, в случае признания акта недействующим, не могут применяться также и акты, имеющие меньшую юридическую силу, либо на нем основанные.
  1. Учитывая позицию Конституционного суд РФ, КАС РФ также может применяться и к оспариванию актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих разъяснения законодательства, которые формально не являются нормативными актами, но фактически обладают нормативными свойствами (Постановление КС РФ от 31.03.2013 № 6-П).
  1. В силу ч.6 ст. 57 КАС РФ доверенность представителя юридического лица должна содержать печать. ВС РФ в обзоре судебной практики от 26.06.2015 признал данную норму специальной по отношению к общей норме ст. 185 ГК РФ, не требующей наличие печати на доверенности от юридического лица.
  1. Введены изменения в нормы о преюдиции. Согласно ч.2 ст. 64 КАС РФ, не доказываются и не подлежат оспариванию обстоятельства, установленные при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
  1. Среди нововведений можно также отметить новые термины: «административный иск», «административный истец», «меры предварительной защиты» (вместо обеспечительных мер), «упрощенное (письменное) производство», «соглашение о примирении».

Кроме того, КАС РФ закрепил вторую форму обращения к суду. Помимо «уважаемый суд», также узаконено обращение «ваша честь».

Сен 17, 2015 | Автор: в Новости | Комментарии к записи Кодекс административного судопроизводства: основные положения и новеллы. отключены