Защита прав потребителей.

Защита прав потребителей.

Отношения в сфере защиты прав потребителей в современном обществе возникают наиболее часто. Это отношения между теми, кто предоставляет товары или услуги, и теми, кто их потребляет.

Права потребителя, охраняемые законом, можно упрощённо определить следующим образом:

— право на качество предоставляемых услуг или товаров;

— право на получение подробной и полной информации о товаре/услуге;

— право получить безопасный для здоровья и имущества потребителя товар или услугу;

— право на компенсацию нанесённого вреда в случае нарушения законодательства о защите прав потребителей.

Основными документами, регулирующим отношения в рассматриваемой сфере, являются Гражданский Кодекс РФ и Федеральный закон «О Защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1.

Данный закон содержит два основных раздела: «защита прав потребителей при продаже товаров» и «защита прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг)».

Остановимся на каждом разделе в отдельности.

1. Защита прав потребителей при продаже товаров.

Важно знать, что потребитель вправе в течение четырнадцати дней обменять или вернуть непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. Обмен производится при условии, что товар не был в употреблении и сохранена его упаковка.

Перечень товаров, не подлежащих обмену, установлен Постановлением Правительства РФ № 55 от 19.01.1998г.

При обнаружении недостатков товара, потребитель в течение гарантийного срока вправе по своему усмотрению:

— потребовать замены на товар этой же или другой марки;

— потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;

— потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

— отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.

В отношении технически сложного товара, требования потребителя о замене некачественного товара или возврате уплаченных за него денег предъявляются в течение 15 дней со дня покупки. За пределами этого срока такие требования можно предъявить при условии существенного недостатка товара.

Данной нормой в законе часто пользуются продавцы, которые, ссылаясь на истечение 15-дневного срока, отказывают потребителям и предлагают обратиться в сервис за ремонтом.

Обращаем внимание, что существенным недостатком является практически любой недостаток, препятствующий нормально использовать приобретенный товар по назначению и который не может быть устранен без временных и финансовых затрат.

Таким образом, большинство недостатков, как правило являются существенными и отказ продавца от замены/возврата денег незаконен.

В случае отказа продавца обменять товар, либо вернуть деньги, потребитель имеет все шансы доказать свою правоту в суде, взыскав с продавца не только цену товара, но и неустойку, компенсацию морального вреда, штраф в 50% от цены товара и компенсацию расходов на юриста.

2. Защита прав потребителей при выполнении работ/оказании услуг.

При выполнении работ/оказании услуг важную роль играют сроки. Если сроки выполнения работ/услуг нарушены или становится очевидно, что работы/услуги не будут выполнены в срок, потребитель вправе:

— назначить исполнителю новый срок;

— поручить выполнение работы (оказание услуги) третьим лицам за разумную цену или выполнить ее своими силами и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов;

— потребовать уменьшения цены за выполнение работы (оказание услуги);

— отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) и потребовать возмещения убытков.

Законом установлена неустойка за срыв сроков выполнения работы/услуги в размере 3% от цены работы/услуги за каждый день просрочки до даты её выполнения, но не более цены самой работы/услуги.

При обнаружении недостатков выполненной работы/оказанной услуги, закон предоставляет потребителю право потребовать:

— безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги);

— соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги);

— безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы;

— возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.

При этом исполнитель не освобождается от вышеуказанной неустойки за срыв сроков сдачи работы/услуги.

Потребитель вправе предъявлять требования, связанные с недостатками выполненной работы (оказанной услуги), если они обнаружены в течение гарантийного срока, а при его отсутствии в пределах двух лет со дня принятия выполненной работы (оказанной услуги) или пяти лет в отношении недостатков в строении и ином недвижимом имуществе.

При отказе исполнителя выполнить законные требования потребителя, потребитель может в судебном порядке взыскать с него компенсацию понесенных убытков, неустойку, моральный вред, штраф в 50% от цены работы/услуги, а также компенсацию расходов на юриста.

Действующее законодательство защищает потребителя, однако важно знать свои права и уметь правильно их реализовать.

Юристы Бюро правовых услуг «Судебный Юрист» помогут максимально быстро и эффективно отстоять Ваши законные права, а в случае их нарушения – получить компенсацию понесенных убытков.